МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю. Чумака»
посёлок Октябрьский Белгородского района Белгородской области
  • Введение новых учебных предметов

    Введение нового учебного предмета

    «Основы безопасности и защита Родины»

    1 сентября 2024 года в российских школах вместо урока ОБЖ появится дисциплина под названием «Основы безопасности и защита Родины».

    Приказом Министерства просвещения РФ от 27 декабря 2023 г. № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» (вступит в силу с 1 сентября 2024 года) утверждены изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования.

    Изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» должно обеспечить:

    физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

    формирование и развитие установок экологически целесообразного и здорового образа жизни;

    понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины;

    овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;

    понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

    установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

    Предметные результаты изучения предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» должны отражать:

    1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

    2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

    3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины;

    4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

    5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

    6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

    7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

    8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

    9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

    10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

    11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

    12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

    13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

    14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.»;

    По учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса по основам безопасности и защиты Родины должны отражать:

    1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;

    2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;

    3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

    4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки (включая общевоинские уставы, основы строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки), правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием;

    5) сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;

    6) сформированность представлений о применении беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;

    7) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;

    8) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;

    9) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях;

    10) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

    11) овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде; умением применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;

    12) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности;

    13) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;

    14) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;

    15) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;

    16) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма, терроризма; овладение знаниями о роли государства в противодействии терроризму; умение различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности, при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции.

    Требования к предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья базового курса «Основы безопасности и защиты Родины» определяются с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья, особых образовательных потребностей.»;

    Ранее об уроках по «Основам безопасности и защиты Родины» рассказал Министр просвещения России С.С.Кравцов в ходе проведения открытого урока по новому предмету для учеников девятого класса школы № 703 Санкт-Петербурга.

    По словам Министра просвещения России С.С.Кравцова, учебный  предмет «Основы безопасности и защиты Родины», будет введен    во всех школах РФ  в 8 – 11 классах, и будет проводиться 1 раз в неделю. Дополнительно к полученным на уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам. К преподаванию предмета планируется привлекать участников специальной военной операции. Переподготовкой преподавателей «Основ безопасности и защиты Родины» будет заниматься центр «Вершина», созданный в Государственном университете просвещения. Министр также сообщил,  что образовательная программа по предмету уже разработана, ведется подготовка учебника.

    На портале «Единое содержание общего образования» размещены Федеральная рабочая программа ООО (основного общего образования) и Федеральная рабочая программа СОО (среднего общего образования) по новому учебному предмету.

    Программы позволяют учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.

    Приказ Министерства образования Белгородской области №1486 от 15 мая 2024 года "Об организации работы по введению учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР)

    Введение нового учебного предмета

    «Труд (технология)»

    Новый предмет «Труд (технология)» появится в школьном расписании начальной и основной школы с 1 сентября 2024 года.

    Получить любые навыки смогут и девочки, и мальчики, строгого разделения на группы по половому принципу не планируется.

    Ввести уроки «Труд (технология)» во всех школах России с 1 сентября 2024 года требует 273-й Федеральный закон «Об образовании». В декабре прошлого года в него внесли поправки, закрепив труд как обязательный предмет.

    Учить что-то делать руками будут на уровне начального общего и основного общего образования, то есть с 1-го по 9-й классы. С 1-го по 4-й классы предмет будут изучать один час неделю. В 5-7-м классах —по два часа в неделю, в 8-9-м классах —по одному часу в неделю.

    Подготовленные в Минпросвещения стандарты обучения труду состоят из нескольких модулей — структурных элементов по одной компетенции.

    В начальной школе:

    «Технологии, профессии и производства»;

    «Технологии ручной обработки материалов» (технологии работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами, а также с другими доступными материалами (пластик, поролон, фольга, солома и другое);

    «Конструирование и моделирование» (из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, также работа с «Конструктором» и робототехника);

    «Информационно-коммуникативные технологии».

    В 5-9-м классах будут как обязательные модули — по ним будет учиться вся страна, так и вариативные — их смогут выбрать регионы в зависимости от того, какие специалисты в ближайшее время потребуются.

    Список обязательных модулей выглядит так:

    «Производство и технологии»;

    «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;

    «Компьютерная графика. Черчение»;

    «Робототехника»;

    «3D моделирование, прототипирование, макетирование».

    В списке вариативных модулей пока всего три позиции, но их планируют обновлять — опять же в зависимости от потребностей разных субъектов. Пока это:

    «Автоматизированные системы»;

    «Животноводство»;

    «Растениеводство».

    Сейчас вместо труда в школе проходят технологию. В Минпросвещения назвали главные отличия старой и новой программ. Например, существенно расширен модуль, связанный с черчением и основами графической грамоты.

    Второе направление, которое серьезно меняет содержание прежней программы, — технология беспилотных летательных аппаратов. «Это все, что связано с необходимыми навыками для службы в армии, работы в сельском хозяйстве, логистике и так далее» – отметила Васильева.

    Другое нововведение — включение в каждый модуль темы «Мир профессий». При этом содержание таких уроков в разных регионах должно отвечать именно их экономическим интересам.

    Перед тем как учить детей труду, учителя сами сядут за парты. До 1 сентября они смогут пройти бесплатные курсы повышения квалификации.

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования" (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)

    Приказ Министерства образования Белгородской области №1445 от 8 мая 2024 года "Об организации работы по введению учебного предмета "Труд (технология)"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie